“Jaanipaev” («День Иоанна») праздновался еще до принятия эстонцами Христианства, хотя современное название этому празднику дали участники крестовых походов. Принятие Христианства, однако, не заканчивало языческие верования и ритуалы изобилия, окружающие этот праздник.
В 1578 году, Бальтазар Руссов писал в своей Ливонской Хронике об эстонцах, которые придавали большее значение празднованию этого праздника, чем походам в церковь. Он жаловался на тех, кто не пошел в церковь, и вместо этого провел свое время, разжигая костры, в веселых танцах, песнях и питье, в языческих ритуалах.
Середина лета отмечает изменение в сельскохозяйственном году, определенный разрыв между завершением весеннего сеяния и тяжелой работой летнего сенокоса. Понятно, у некоторых из ритуалов Jaanip?ev есть очень сильные фольклорные корни.
Самый известный Jaanik, или ритуал празднования середины лета – это зажжение костра и перепрыгивание через него. Это ритуал замечен как способ гарантировать процветание и избежать неудач. Аналогично, не зажечь огонь означает «пригласить» разрушение огнем в свой дом.
Огонь также может спугнуть злого или вредного духа, который избегает огня любой ценой, таким образом, гарантируя хороший урожай. Так, чем больше огонь, тем далее злой дух от того или иного селения. Эстонцы празднуют «Jaanioo» накануне дня Летнего солнцестояния (23 июня) кострами.
На островах Сааремаа и Хийумаа, старые рыбацкие лодки могут быть сожжены в больших подожженных кострах. На Jaani?htu эстонцы по всей стране собираются со своими семьями, или большими компаниями, чтобы отпраздновать этот важный день пением и танцами, так как они это делали много столетий назад.
Празднования, которые сопровождают Jaani??, являются самыми большими и самыми важными в году, и традиции — подобные тем, что распространены у жителей Финляндии и их южного соседа, Латвии. С 1934 года, 23 июня также национальный День Победы в Эстонии, и оба дня 23-ее и 24-ое июня являются выходными днями.