20 июля языческая Русь отмечала праздник Перуна, в христианстве – это день Ильи-пророка. Грозный Перун задабривался обильными жертвами. В августе отмечали праздники начала и конца жатвы. Это зажинки и дожинки со многими ритуалами аграрной магии, направленными на благодарение божеств урожая (благодарили Мокошу, Велеса и др.). Сентябрь проходил под флагом общинных пиров в честь Рода и всех рожениц.
После того, как проходил карачун, самый короткий световой день, наступало время обрядов, посвященных духам умерших предков. Славяне готовили ритуальные блюда, предназначенные для поминовения, либо это была совместная трапеза с духами своих предков: кутья, блины, овсяный кисель. Когда наступала ночь на 25 декабря, нужно было развести костры из соломы, чтобы души предков могли «погреться». А с 25 декабря начинался период зимних святок. Поражает многоплановость колядной обрядности, впрочем, так же, как и купальской. В центре культ солнца и культ предков, но еще колядные ритуалы взаимодействуют с аграрной магией, а также брачной символикой.
Множество исследователей полагает, что Масленица у язычников посвящалась поминовению предков. В некоторых районах России поддерживался обычай оставлять перед великим постом обильный масленичный ужин на столе на ночь («кормление» духов предков). Еще один элемент поминальной обрядности – тризны – кулачные бои.
Название праздника — Масленица – никакого отношения к языческой мифологии не имеет. Православный календарь в эту неделю запрещает мясоедение, но смягчается строгость постных дней и разрешается употреблять молочные продукты: масло и сыр и прочие. Отсюда другое название Масленицы – это Сырная неделя. Народный календарь тесно был связан с природными циклами, так как от них во многих аспектах зависела жизнь славян, в основном земледельцев.
Языческие праздники на Руси
7 - июля - 2011