Известно достоверно, славянский календарь составлялся по явлениям сезонных ипостасей бога Коляда-Купайло-Ярило-Световит, что привязано к четырем солнечным событиям:
1. Слабенькое солнце-младенец зимой – это Коляда. Солнце рождается обновленным после зимнего солнцестояния.
2. В весеннее равноденствие солнце становится окрепшим юношей по имени Ярило.
3. В летнее солнцестояние – могучее солнце Купайло.
4. В осеннее равноденствие – стареющее, слабеющее и мудрое солнце Световит. Солнце умирает на закате накануне Ночи зимнего солнцестояния, чтоб наутро возродиться Колядой, набирающим солнечную силу.
Так, в разные времена славяне пользовались различными календарями. А именно с древнейших времен меж племенами и народами Северной Африки и Евразии шел культурный обмен. Вследствие чего славянский привычный всем Новый год в древности приходился на ночь Йоля-Солнцеворота, потом на весеннее равноденствие, а в христианские времена – на осеннее равноденствие. Скудные сведения о дохристианских календарях славян отдельные, далеко не целостные, они путаны и во многом противоречивы. Да и в течение столетий «дополнены» и «поправлены» тогдашними церковниками и разными исследователями. Поэтому достоверной реконструкции хоть одного славянского календаря не имеется — сведения утрачены безвозвратно. Каждый «истинный славянский календарь» является смесью дошедших в разной степени исторических сведений и богатой фантазии «исторических реконструкторов».
Это и названо «кабинетной мифологией», причин которой две: желание недобросовестного историка выделиться оригинальным образом, заказ историкам от власти сочинить нечто «историческое», подходящее для определенной ситуации. Так и «славянские языческие праздники» оказываются христианскими церковными датами.