Современные общины Евразии — это пример, как по-разному язычество может развиваться в конфессиональном окружении. «Языческих» территорий нет в Евразии — практически в любом регионе есть преобладающая религия из «мировых». Славянское язычество развивается в православной культуре; викканство, одинизм существуют и в поликонфессиональной, и в протестантско-католической Европе; «Рамува» и «Диевтуриба» развиваются непосредственно на лютеранской почве, в условиях противостояния русской культуре и православию; тенгрианство, как пример языческой конфессии в мусульманском окружении. Несколько своеобразна ситуация и на Горном Алтае: язычество (бурханизм) развивалось исторически в условиях противостояния двум религиям — буддизму и православию.
Язычники на протяжении столетий находились в контакте с христианскими, мусульманскими и буддийскими общинами, а современная культура на евразийском континенте оформилась при участии неязыческих религий, влияет на отношение язычника ко многим религиозным и политическим вопросам, к глобализации в том числе. Во многих отношениях язычник каждой страны перенимает черты религии, которая в стране и преобладает.
Язычество Запада взяло многое у либеральной христиании. Борьба с язычеством решена там в средние века, — язычество было практически уничтожено, отсюда нынешняя терпимость христианского общества к нарождающимся язычникам — ведь в них не видят опасности. Язычники тем и отвечают: делаются либеральными и терпимыми, похожими во многом на христианских «соседей». Западноевропейские и североевропейские «Викка», «Асатру» на фоне языческих движений стали более демократичными по структуре,— женщины с мужчинами пользуются теперь равными правами, в них отсутствует национализм, и они заявляют о разрыве отношений с нацизмом, гитлеризмом.
Современные языческие общины Евразии
18 - января - 2012