Общественно-политическая активность современного неоязычества заслуживает пристального внимания. Еще недавно подобные проявления неоязычного течения рассматривались не иначе, как маргинальные, и ими интересовался только узкий круг специалистов. Однако, на сегодняшний день, эти тенденции распространились до такой степени, что в дальнейшем могут представить достаточно серьезную угрозу для межнациональной стабильности, духовного здоровья населения и молодежи в частности. Эта тема заслуживает подробного и пристального изучения.
Первые общины неоязычников появились в России на рубеже 80-х годов прошедшнго столетия (Иванов-Скуратов А. и др.). Перестройка поспособствовала открытому распространению неоязыческого движения («Союз венедов» Безверхого, «Русская национальная демократическая партия» Корчагина, «Память» Емельянова).
Языческие общины на данный момент существуют во многих российских городах, часть которых в 1997 году объединилась в «Союзе славянских общин». Цель этой организации – распространение и дальнейшее укрепление язычества в стране. Основной задачей ССО на ближайшие десять лет ставит получение федерального статуса.
Русское неоязычество — это достаточно пестрая картина. Она включает и крупные организации и небольшие структуры, которые группируются вокруг определенных лидеров. Есть и закрытые общины, в которые допуск посторонним строго запрещен. Строго говоря, между неоязычеством как таковым, и разнообразными сектами, которые проповедуют его принципы, маргинальными учениями и клубами не существует четкой границы. Неоязычество – это попытка реконструировать древние языческие культы, осуществляемая язычниками на свой лад, на основе немногочисленных исторических сведений и своего разумения, с заимствованием средств восточных религий, пр.