Большинство наших соотечественников когда-либо слышали о так называемом «гукании весны» или закликании весны. В стародавние времена у славян-язычников бытовало поверье, что Весна в их краях не начнется, если её плохо зовешь. Помимо этого с целью того, чтобы весна отнеслась к нашим прародителям доброжелательно, предоставила им шанс вырастить щедрый урожай – весну непременно требовалось, как говориться «задобрить».
За весну «несла ответственность», если можно так сказать, Богиня Жива. Данное время, время прихода весны, возбуждал у славян-язычников особенное чувство восторга и радости. Внимательно следя за тем, каким образом просыпается от зимнего сна природа, человек до сих пор испытывает неописуемое волнение. С приходом весны наши прародители готовили особенное печенье, которое они называли «грачами» или «жаворонками». Все семейство отправлялось с таким печеньем на небольшую отлогую горку, и кидало его ввысь, для пролетающих птиц.
Закликание весны не проходило без песенного творчества. В соответствии с обычаями, в этих песнях взывали к силам природы, которые были наделены чудодейственной исцеляющей энергией. Кое-кто из язычников готовил печенье в виде всяческих символов древнеславянского идолопоклонничества, причем крошки от данного печенья не выкидывали, а заботливо берегли, потому что верили, что эта выпечка наделена волшебной силой. После того как наступала пора пахать и сеять, сакральные крошки вынимали из потайного места и кидали в первую борозду. На какие ухищрения не шли наши прародители, желая вырастить богатый урожай!
С помощью магического печенья также предсказывали будущее! В процессе изготовления в середину печенья прятали зернышки, листик хмеля либо маленький шарик, а порой заворачивали даже насекомое. В процессе обеда все собирались за столом, и каждый увлеченно ломал своё печенье, дабы узнать собственное будущее. Семечки и зернышки предвещали богатство, таракан – козни врагов, хмель – радость и беззаботность.
В соответствии с заведенным порядком в ходе закликания выпекали традиционный каравай.
Детвора разлаживала широкую ткань и натягивала ее. Внутрь помещали каравай, а потом его подкидывали, исполняли коллективные народные танцы, взявшись за руки, ходили по кругу и пели. После гукания весны, в большинстве случаев, приступали к посевным работам.