Язычники на жизнь человека смотрели с материальной стороны. То есть, при власти физической силы слабый человек становился самым несчастным, и опять жизнь у него считалась просто подвигом сострадания. А религия славян поразительно схожа с первоначальной религией некоторых арийских племен: состояла она в поклонении божествам и явлениям природы, душам усопших, домашним гениям. Следов героического характера, развивающего антропоморфизм, не замечаем у славян, это может значить, что меж ними не образовались дружины под начальством вождя-героя, что переселения совершались в родовой форме, но не в дружинной.
Восточнославянское язычество перед возникновением Киевской Руси (как и в дальнейшем его сосуществовании с христианством) оказалось отражено в большом числе материалов, являющихся источниками для изучения. Например, подлинные, точно датируемые материалы археологии, раскрывающие суть языческих культов: идолы боги, святилища, кладбище без внешних признаков (или «поля погребений») и сохранившиеся насыпи Курганов. Кроме этого, находки в курганах, в культурных слоях города многообразные изделия искусства, насыщены языческой символикой.
Наибольшую ценность из них представляют именно женские украшения, являющиеся в погребальных комплексах гарнитурами свадеб, и в силу того насыщенные заклинательными сюжетами, амулетами и оберегами.
Своеобразным, однако плохо изученным, являются названия урочищ: «Лысая гора» «Святая гора», «Святое озеро», «Святая роща», «Волосово», «Перынь» и пр. Важным источником стали свидетельства современников, что занесены в летописи, учения против язычества.
Примерно полтора столетия Киевская Русь являлась государством с языческими системами, противостоящими проникновению христианства, потому появляется сословие жрецов (или «волхвов»).